Государственная регистрация прав на земельные участки

Содержание

Тонкости процедуры регистрации права собственности на земельный участок

Государственная регистрация прав на земельные участки

Для законного осуществления сделок с земельным участком необходимо оформить и зарегистрировать право собственности на него.

По окончании процедуры гражданину выдают документ о праве собственности.

Без него действия с землей считаются противозаконными.

Обсудим в статье все детали государственной регистрации, какими нормативными актами регулируется процедура и какие проблемы могут возникнуть в ходе оформления.

Что это такое?

Понятие государственной регистрации прав собственности на участок земли – процедура учета территорий, являющихся собственностью физических, юридических граждан.

Регистрацией предусматривается проверка правоспособности объекта и его владельца.

Это официальное закрепление за потенциальным владельцем ЗУ основных правомочий – владения, пользования и распоряжения участком. Распространяется на физических и юридических лиц.

Обратите внимание! При наличии у гражданина свидетельства о праве собственности или выписки ЕГРН третьи лица не смогут посягать на этот участок.

Законодательно-нормативное регулирование

Государственная регистрация прав собственности на землю регулируется Федеральным законом № 218 от 13 июля 2015 года. Статья 260 Гражданского кодекса содержит основные положения о праве собственности на участок. Согласно статье 219 ГК, право на недвижимое имущество возникает с момента его регистрации.

Нужно ли регистрировать землю?

Любые вещные права на владение, распоряжение недвижимостью подлежат регистрации. Распространяется правило и на земельные участки.

Процедура является обязательной.

Регистрация прав собственности на надел необходима гражданам, которые получили надел во владение. Тип ее не имеет значения.

По закону право собственности приобретает юридическую силу только после осуществления регистрационных действий.

По итогам процедуры данные о владельце ЗУ вносят в Росреестр. После регистрации прав оспорить его можно только через суд.

Справка! Участки, которые не могут являться частной собственностью, регистрации не подлежат.

Условия

Процедура осуществляется только на основании заявления и документов. Для рассмотрения заявления необходимо оплатить государственный сбор.

Основаниями для оформления выступают:

  • договор или иные сделки в отношении недвижимости;
  • государственные, муниципальные акты;
  • свидетельство о праве на наследие;
  • судебные постановления и пр.

Регистрация на основании договора купли-продажи имеет нюансы. Объектом может выступать земля, состоящая на учете в Кадастровой службе.

Процедура

Регистрация проводится по месту расположения территории – в отделении Росреестра или МФЦ.

Процесс включает следующие этапы:

  1. Прием заявления и документации.
  2. Проверка документов и прав на участок.
  3. Установление причин для отказа либо приостановки регистрации.
  4. При отсутствии оснований для отказа – внесение данных о земельном участке в ЕГРН.
  5. Выдача документа о регистрации прав.

Внимание! Обращаться разрешается лично либо по почте, отправив заказное письмо с вложенной описью и оповещением о получении.

Порядок действий для заявителя:

  1. Собрать необходимые документы.
  2. Составить заявление и подать его с документами в Росреестр или МФЦ.
  3. Оплатить государственный сбор.
  4. Получить расписку о принятии бумаг.
  5. В назначенный день забрать выписку ЕГРН.

Сроки рассмотрения составляют:

  • 1 неделя при подаче документов в Росреестр,
  • 9 дней – через МФЦ.

Действующей законодательной властью предусмотрен упрощенный порядок регистрации прав собственности – при ведении личного или дачного хозяйства, огородничества, ИЖС и пр. упрощенная процедура применима и в случаях, когда в свидетельстве (в другом удостоверяющем документе) не указывается, на основании какого права земля была предоставлена в пользование.

В этих ситуациях основаниями регистрации являются государственный (муниципальный) акт передачи ЗУ.

Перечень документов

Перечень документов отличается, в зависимости от способа получения надела в собственность. Точный список можно узнать у сотрудников регистрирующего органа. Подаются подлинники и копии.

Потребуются:

  • паспорта сторон;
  • доверенность, если действует доверенное лицо;
  • договор оформления сделки (в трех экземплярах);
  • акт переоформления земли в собственность посредством приватизации, выкупа;
  • акт и выписка из протокола, если ЗУ приобретался на аукционе;
  • свидетельство о собственности (при наличии) или выписка ЕГРН, включающая сведения об имеющихся строениях (их отсутствии) и об отсутствии (наличии) обременений;
  • кадастровый паспорт участка;
  • свидетельство о вступлении прав в наследство (по необходимости);
  • судебное постановление (если право собственности устанавливалось через суд);
  • нотариально заверенное разрешение жены (мужа) – для состоящих в браке;
  • разрешение от совладельцев (если ЗУ является совместной долевой собственностью);
  • квитанция об уплате пошлины.

Справка! Сотрудник Росреестра имеет право запросить дополнительную информацию.

Если документы отправляются почтой, копии паспорта и свидетельства необходимо нотариально заверить. После принятия бумаг сотрудник службы выдает заявителю расписку об их получении с указанием перечня прилагаемых документов, даты принятия и сроков повторной явки.

Предоставляемые документы должны соответствовать требованиям законодательства и отображать сведения, необходимые для регистрации прав.

Государственная пошлина оплачивается через банк или терминал МФЦ. Размер ее установлен законодательно и зависит от особенностей процедуры, статуса владельца.

За переоформление собственной территории придется заплатить 350 рублей, для имущественных сделок физическими лицами – 2 тысячи, юридическими – 22 тысячи рублей. Дополнительные платы не предусмотрены.

Составление и подача заявления

Форма заявления – унифицированная. Подается владельцем надела или его доверителем.

Заявление включает в себя основную информацию о собственнике и земле. Подписывается владельцем ЗУ.

В конце указывается способ получения документа о прохождении регистрации – личное посещение Росреестра (Многофункционального центра) или отправка почтой.

Информацию необходимо писать разборчиво, без исправлений.

Важно! Заявление подается в Росреестр или в Многофункциональный центр по месту расположения территории. МФЦ – не регистрирующий орган, а посредник между обратившимся гражданином и Реестром.

Выдача свидетельства

Свидетельство о регистрации прав – документ, подтверждающий права собственности гражданина на конкретный земельный участок.

Ранее по окончании процедуры регистрации прав заявителю выдавали свидетельство установленного образца. С 2016 года  документ аннулировали. Теперь владение недвижимым имуществом подтверждает выписка из ЕГРН. Свидетельства не оформляют.

Выписка – юридический документ, позволяющий владельцу распоряжаться участком. Выдается Росреестром. Получить документ можно и онлайн – на сайте Госуслуг.

Для начала необходимо зарегистрироваться и завести личный кабинет. В требуемом разделе заполнить бланк и отправить запрос. Если выписку будет получать доверенное лицо, необходимо этот факт указать в заявлении.

Дополнительная информация! Несмотря на изменения в законодательстве, ранее выданные свидетельства о праве собственности не потеряли правовую силу – их разрешается использовать.

Возможные проблемы при прохождении

Заявитель может столкнуться с проблемой приостановки процесса регистрации.

Причины:

  • гражданин, указанный в заявлении как правообладатель, не имеет прав на землю;
  • предъявленная документация подписана неуполномоченным лицом;
  • сделку или документ, являющиеся основанием для проведения процедуры, суд признал недействительными;
  • границы ЗУ пересекаются с границами чужого участка и пр.

Решение о приостановке принимает регистрирующий орган.

Как действовать в случае отказа?

Росреестр может отказать заявителю в регистрации прав.

Причины отказа:

  1. заявление подано неуполномоченным лицом;
  2. документы не соответствуют требованиям, или подан неполный их перечень;
  3. конкретная территория не подлежит регистрации;
  4. установление сведений об имеющихся обременениях;
  5. государственный акт о выделении участка является недействительным и пр.

Справка! В регистрации откажут, если в течение периода приостановки процесса не устранены причины, являющиеся препятствием для проведения процедуры. Об отрицательном решении Росреестр оповещает заявителя в письменном виде.

Гражданин вправе обжаловать отказ в суде. Иск подается в районный суд по месту расположения участка. При этом уплачивается пошлина размером 300 рублей. В исковом заявлении излагается содержание обращения: причина отказа, аргументы в свою сторону. Доводы подтверждаются документально.

Если иск будет одобрен, на Росреестр возложат обязанность по  оформлению правовладения без повторной подачи заявления – на основании постановления суда. В течение трех дней Росреестр оповестит заявителя о получении судебного постановления и о сроках регистрации ЗУ.

Заключение

Таким образом, для полноправного распоряжения земельным участком собственник должен зарегистрировать на него права. Процедура осуществляется Росреестром.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/oformlenie/pravo-sobstvennosti/tonkosti-protsedury-registratsii

Государственная регистрация прав на земельные участки

Государственная регистрация прав на земельные участки

Государственная регистрация прав на земельные участки и сделок с ними представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на земельные участки в соответствии с законодательством.

Земельный кодекс РФ устанавливает, что права на земельные участки, предусмотренные Кодексом, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (п. 1 ст. 25). Учитывая данное положение земельного законодательства, государственная регистрация прав на земельные участки имеет следующее значение.

Во-первых, только с момента государственной регистрации прав на земельный участок можно считать данные права возникшими. Это утверждение основано на норме п. 2 ст.

8 ГК РФ, согласно которой права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

В связи с тем, что Земельный кодекс РФ считает права на земельные участки подлежащими государственной регистрации, на них распространяется указанная норма.

Данный вопрос имеет большое практическое значение, поскольку без государственной регистрации права на земельный участок (а в ряде случаев – также и сделок с земельным участком) даже при наличии акта государственного или муниципального органа, договора или судебного решения, предоставляющего (устанавливающего, признающего) право на участок, отсутствуют юридические основания для осуществления субъектом, у которого должно возникнуть соответствующее право, вытекающих из него правомочий. Однако исключением из указанного правила являются те случаи, когда отсутствие необходимости в государственной регистрации соответствующего права (сделки) непосредственно следует из закона. Например, в силу п. 2 ст. 26 ЗК РФ не подлежат государственной регистрации договоры аренды (субаренды) земельных участков, заключенные на срок менее чем один год.

Во-вторых, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Данное правило, установленное ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г.

N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, по сути означает, что никакие иные юридические акты, включая решения органов власти, решения судов и т.д.

, не могут рассматриваться в качестве достаточного доказательства принадлежности тому или иному лицу соответствующего права на земельный участок. Они являются лишь основаниями для возникновения права на участок посредством его государственной регистрации.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что вышесказанное в полной мере применимо лишь к тем правам, которые возникли после введения в действие Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, поскольку данный Закон признает юридически действительными права, возникшие до его вступления в силу (т.е. до 31 января 1998 г.), а также государственную регистрацию прав, которая осуществлялась в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до этого момента (ст. 6 Закона). Права на земельные участки, возникшие до 31 января 1998 г., подлежат государственной регистрации при государственной регистрации их перехода, ограничения (обременения) или совершения иной сделки с земельным участком, а в остальных случаях – лишь по желанию правообладателей.

В-третьих, зарегистрированное право на земельный участок может быть оспорено только в судебном порядке (ст. 2 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”).

Данное правило фактически является одной из предусмотренных законодательством гарантий устойчивости зарегистрированного права на земельный участок.

Оно означает, что при наличии у юридического или физического лица документов, свидетельствующих о произведенной регистрации его права на земельный участок, данное право может быть прекращено или признано недействительным лишь на основании судебного решения, а не в административном порядке.

В-четвертых, в соответствии со ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами, выдаваемыми в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, т.е. в результате произведенной регистрации права. В соответствии со ст.

14 указанного Закона проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на земельные участки удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав (например, свидетельством о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования, свидетельством о государственной регистрации права собственности). Однако правоустанавливающие документы, выданные до начала выдачи свидетельств в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (например, свидетельства о праве собственности на земельные участки, государственные акты на право постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельными участками), сохраняют свою юридическую силу (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации п. 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 “О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства”).

Источник: https://studopedia.ru/15_49726_gosudarstvennaya-registratsiya-prav-na-zemelnie-uchastki.html

Государственная регистрация права собственности на земельный участок

Государственная регистрация прав на земельные участки

Необходимость зарегистрировать землю как собственность возникает в ряде случаев:

  • Если территория была куплена по простому договору купли-продажи;
  • Если земля получена в дар или перешла по наследству от родственника;
  • Если человек пользуется территорией на основании долгосрочной аренды;
  • В рамках «дачной амнистии». По закону, если человек купил участок до 2000 года, он может зарегистрировать право собственности по упрощённой форме.

Процесс регистрации осуществляется в Росреестре, подробней о процедуре можно прочесть в ФЗ № 122.

Какие документы требуется подготовить заранее

В МФЦ или территориальный орган Росреестра нужно отнести как копии документов, так и их оригиналы для сверки. Проверкой занимается непосредственно сотрудник государственного учреждения при приёме документов и заявления от гражданина.

Чтобы пройти государственную регистрацию права собственности на земельный участок, нужно собрать:

  • Паспорт гражданина РФ будущего собственника или лица, которое непосредственно представляет его интересы;
  • План участка и техпаспорт, который можно получить в БТИ;
  • Документы, на основании которых заявитель может доказать своё право на землю. Это может быть акт о передаче, дарственная, стандартный договор купли-продажи и пр.;
  • Квитанция, доказывающая, что гражданин оплатил пошлину в бюджет за внесение данных в реестр. Сумма к уплате меняется в зависимости от того, физическое это или юридическое лицо инициировало процедуру;
  • Составленное по форме заявление.

ФЗ №122 определяет максимальный срок, в рамках которого может быть выполнена регистрации. Он равен 1 календарному месяцу, начиная с дня приёма документов и заявления. Только ошибки заявителей и неполный пакет справок приводят к тому, что процесс оформления затягивается на несколько месяцев.Если от лица будущего собственника действует его законный представитель, в описанный выше пакет документов потребуется добавить оригинал доверенности и заверенную подписью нотариуса копию паспорта. Для собственника, который состоит в браке, пакет документов должен быть дополнен письменным согласием супруга (подходит брачный контракт, если в рамках этого соглашения одному человеку дано право свободно распоряжаться имуществом без необходимости уведомлять вторую половинку).

В регистрации права собственности могут принимать участие дети младше 18 лет, в этом случае обязательно нужно получить согласие родителей/опекунов.

Меняется ли алгоритм действий, если земля была получена в наследство

Если умерший человек должным образом оформил право собственности на землю, проблем у его наследника не возникнет. Допустим, человек уже получил у нотариуса свидетельство, дающее право претендовать на наследство.

После этого ему требуется передать в регистрирующий орган такие справки:

  • Заявление;
  • Правоустанавливающий документ на землю, принадлежащий наследодателю;
  • Удостоверяющий личность документ или паспорт доверенного лица;
  • Кадастровый план участка.

Обратите внимание, что если участок расположен в СНТ, то к вышеописанному пакету документов потребуется добавить копию устава сообщества. Отдельно оплачивается государственная пошлина (квитанция крепится к документам).

Все работы по межеванию и получению технической документации на участок заявитель оплачивает из собственного кармана. Подобными землеустроительными работами занимаются специальные фирмы, имеющие государственную лицензию.

С ними и потребуется заключить договор, поскольку без кадастрового плана процедура регистрации права собственности не может быть начата. Также необходимо быть готовым к тому, что процесс может затянуться на несколько месяцев, вплоть до полугода.

Непосредственно регистрация права собственности в Росреестре не может отнять больше 30 дней.
После передачи документов заявитель на руки получает уведомление, в котором описан перечень принятых на изучение документов и дата, когда гражданину будет выдана выписка из ЕГРН.

Этот документ служит доказательством того, что право собственности на участок успешно перешло наследнику.

Куда обращаться и как должным образом оформить заявление

Процесс становится в разы доступней благодаря наличию нескольких удобных вариантов, как передать документы на регистрацию в 2018 году.

Среди них:

  • Личное обращение в территориальный орган Росреестра (идти нужно не по месту проживания будущего собственника, а в отделение, относящееся к месту расположения участка);
  • Если заверить все документы цифровой подписью, их можно отправить в Росреестр дистанционно через «Электронные услуги». На ресурсе есть подробная информация обо всех доступных пользователям вариантах передачи документов;
  • Передать документы в МФЦ, предварительно уточнив, смогут ли они оказать требуемую услугу. Приятный момент – здесь практически никогда нет очередей, поэтому метод пользуется популярностью среди людей, которые ценят время. Все специалисты здесь универсальны, поэтому не нужно искать кого-то конкретного и ждать под кабинетом;
  • Подготовить документы, обратившись к нотариусу, который заверит их подписью. После отправить в Росреестр заказное письмо (не забудьте сделать опись вложения). Метод особенно удобен для тех граждан, чей участок находится в другом регионе и временно нет возможности поехать туда лично для решения всех регистрационных вопросов.

Особое внимание нужно уделить правильному оформлению заявления. В нём требуется указать основание для выполнения регистрации, т.е. прецедент. Также прописать, кто был предыдущим собственником и, кто действующий. Обязательно указываются технические характеристики земли, кадастровый номер.

Не лишним будет уточнить, каким именно образом заявитель хочет получить на руки свидетельство о праве собственности.
Работник, который принял документы от заявителя, передаёт их государственному регистратору.

Последний проводит тщательный анализ документации, сверяет данные на наличие ошибок или неточностей, после чего переносит сведения о новом собственнике в ЕГРН.

Этап имеет крайне важное значение, ведь если окажется, что земля под ипотечным обременением или на неё наложен арест, регистрация будет отменена.

Если же всё прошло успешно, новый владелец получает возможность свободно пользоваться землёй и распоряжаться ею по своему желанию. Осталось лишь своевременно выплачивать налоги за объект и не нарушать правила его использования.

Что делать, если в регистрации отказано

Случается, что заявителю отказывают в регистрации права собственности или просто приостанавливают процесс для более тщательной проверки представленных сведений.

Основные причины такого явления:

  • На указанный объект нельзя зарегистрировать права, поскольку решением суда это запрещено;
  • Нет некоторых обязательных документов. Обязанность готовить справки целиком ложится на плечи заявителя;
  • Участок уже оформлен на кого-то другого;
  • У заявителя нет права действовать от имени того лица, которое требуется вписать как собственника земли;
  • Границы участка не установлены, не выполнено межевание и земля не поставлена на кадастровый учёт.

Если устранить проблему (например, провести работы по межеванию, определить границы участка и обратиться в кадастровую палату, чтобы все эти данные были внесены в реестр), пользователь получает возможность повторно обратиться с заявлением.

Чаще всего проблемы возникают по причине того, что сведения, указанные в документах, существенно отличаются от хранящихся в ГКН данных.

В этом случае в интересах будущего собственника исправить всё как можно быстрее, чтобы иметь возможность через месяц вновь инициировать продолжение процедуры.

Если же отказ не обоснован ничем, есть смысл обращаться в суд, имея серьёзную базу доказательств. В процессе рассмотрения дела будет ясно, добросовестные ли намерения у заявителя.

Алгоритм действий для регистрации прав

Как только будет собран пакет документов, необходимо найти адрес организации, чтобы выполнить процедуру регистрации прав на земельный участок. Важной особенностью всех государственных структур является то, что попасть в них в нужное время практически нереально, если предварительно не записаться.

Если же земельный участок находиться в округе далеко от вашего дома и неудобно нести документы в местную администрацию, то можно отправить их заказным письмом через отделение почты России. Но в таком случае обязательно нужно заказать услугу уведомления о получении.

Также потребуется заранее позаботиться об оплате госпошлины за оказание услуги.

Согласно нормам, установленным государством, для физических лиц всё обойдётся в 2000 рублей, а для юридических – в 20 тысяч рублей.

Период сбора бумаг может растянуться от 2 недель до 2 месяцев, все будет зависеть только от того, какой правовой статус имел земельный участок до инициации процедуры регистрации. Меньше всего придётся ждать документов тем гражданам, которые приобретают землю, которая уже имеет границы и ей присвоен кадастровый номер.

Государство старается максимально упростить процесс для рядовых граждан. На данный момент не обязательно сразу забирать готовый документ после оформления. К тому же некоторые собственники предпочитают выдачу свидетельства в электронном виде, если нет дополнительных обстоятельств требующих именно бумажную версию документа.

Важно помнить, что некоторые земли оформить в собственность не получится никак. В

Земельном кодексе указано, что есть несколько категорий земельных участков, которые невозможно поставить на учёт:

  • Объекты, которые являются заповедниками или парковыми зонами;
  • Места проведения захоронений (кладбища);
  • Территории, которые относятся к лесным или водным фондам;
  • Земельные участки, на которые наложен государственный запрет на приватизацию;
  • Территории, принадлежащие Министерству Обороны РФ;
  • Другие территории, которые используются службами безопасности РФ.

Согласно действующему законодательству, самостоятельно приватизировать земельный участок реально. Только этот процесс может сильно растянуться, поэтому важно строго следовать алгоритму.

© Читать далее https://prosadidom.ru/land/registration-land/registratsiya-prava-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/prosadidom/gosudarstvennaia-registraciia-prava-sobstvennosti-na-zemelnyi-uchastok-5b1096e9c71a92ba5f3d5d13

Регистрация права собственности на земельный участок

Государственная регистрация прав на земельные участки
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Государственная регистрация и кадастр недвижимости » Регистрация права собственности на земельный участок

21 июля 1997 году в нашей стране произошло знаковое событие – Государственная Дума приняла ФЗ-122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Впервые в современной истории отношения по оформлению прав на недвижимость были приведены в единую систему, определяющую исчерпывающий перечень прав и обязанностей регистрирующих органов, субъектов правоотношений, а также полный список требований для регистрации прав.

Земельный участок, как объект правоотношений, представляет из себя часть поверхности территории земли, границы которого определены, описаны и  надлежащим образом удостоверены.

Право собственности на участок земли, как объект недвижимости, является ключевым вещным правом на землю.

Право собственности предоставляет собственнику весь комплекс правомочий по владению, пользованию и распоряжению землей.

Для реализации этих полномочий право собственности на земельный участок должно быть зарегистрировано в установленном порядке.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что регистрация прав – это совершение уполномоченными органами определенного юридического акта (действия), влекущего за собой юридические последствия. На практике такое определение означает, что право собственности на любое недвижимое имущество, в том числе и земельный участок, возникает с момента государственной регистрации права собственности на него.

Основными признаками, отличающими государственную регистрацию от иных юридически значимых действий, являются:

  • 1) проведение регистрации уполномоченным государственным органом;
  • 2) проведение регистрации в рамках процедуры (регламента), единого для каждого субъекта правоотношений;
  • 3) обязательный характер последствий регистрации права для всех субъектов;
  • 4) итогом регистрации является юридический акт подтверждения и удостоверения правовых фактов на объект регистрации.

Органы, уполномоченные на совершение действий по государственной регистрации прав

Так как процедура регистрации прав регламентируется государством и представляет из себя единую систему, Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» четко определен перечень органов, имеющих полномочия на проведение регистрационных действий в отношении прав.

Система таких органов была определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 года № 314 и изменениями в ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На данный момент органом, уполномоченным на проведение рассматриваемых мероприятий, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, которая находится в ведении Министерства юстиции РФ. Данная структура имеет официальное укороченное название – Росреестр.

В каждом субъекте РФ действуют Территориальные Управления Росреестра. 

Порядок проведения регистрационных действий

Процесс совершения регистрационных действий в отношении права собственности на земельный участок состоит из нескольких этапов:

  • 1) прием от субъектов необходимых документов для проведения регистрационных действий;
  • 2) юридическая экспертиза комплекта документов, проверка их законности;
  • 3) внесение сведений в ЕГРП в виде соответствующих записей;
  • 4) выдача субъектам документов, удостоверяющих факт проведения регистрации.

Процедура регистрации права считается завершенной с момента внесения сведений (записи) в Единый реестр прав и выдачи документов заявителям.

Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен перечень обязательных документов, предоставляемых субъектами для государственной регистрации. В этот перечень входят:

  • 1) заявление о регистрации (заполняется субъектами при обращении в органы регистрации);
  • 2) документы, подтверждающие полномочия субъектов (паспорт, доверенности и иные документы);
  • 3) документы, подтверждающие факт права пользования; план объекта;
  • 4) документ, подтверждающий оплату госпошлины.

Указанные документы заявители представляют в территориальный орган Росреестра по месту нахождения земельного участка, право собственности на который подлежит регистрации.

Также в каждом регистрационном округе созданы Многофункциональные центры оказания услуг (МФЦ), которые уполномочены на прием и выдачу документов.

Однако МФЦ не обладают полномочиями по совершению конкретных юридически значимых действий и не выполняют функцию регистрации прав.

Стоимость услуги по регистрации права собственности на земельный участок определена налоговым законодательством и в настоящее время составляет для граждан в размере 2 тысячи рублей, а для организаций и предприятий 22 тысячи рублей (ст. 333.33 НК РФ). Есть ряд исключений из этих правил, установленные НК РФ:

  • 1) при регистрационных действиях в отношении права собственности граждан на земельный участок для ведения личного, подсобного, дачного хозяйства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства заявитель должен уплатить 350 рублей;
  • 2) в случае регистрационных действий в отношении земельного участка сельскохозяйственного назначения заявитель уплачивает пошлину в размере 350 рублей;
  • 3) регистрационные действия в отношении доли в праве общей долевой собственности на земельный участок сельхозназначения обойдется заявителю в 100 рублей.
  • Общий срок проведения регистрационных процедур в отношении права собственности на земельный участок составляет 18 календарных дней.

Приостановление и отказ в государственной регистрации

В отношении регистрации права собственности на земельный участок основаниями для приостановления являются:

1) поступление от обладателя права или субъекта правоотношения (сделки) соответствующего письменного заявления с разъяснением причин и срока приостановления;

2) в случае поступления от одного из субъектов заявления о возврате комплекта документов без проведения регистрационных процедур, если второй субъект не обращался с таким заявлением;

3) наличие акта судебных органов о приостановлении;

4) наличие акта уполномоченных органов о наложении ареста на земельный участок или установления запрета на совершение с ним определенных действий;

5) наличие у регистратора обоснованных сомнений в наличии основания для проведения регистрационных процедур (оформляется процессуальным решением регистратора).

Перечень ситуаций, при которых может быть вынесен отказ в проведении регистрационных процедур, предусмотрен ст. 20 Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»:

1) право на земельный участок, для регистрации которого обратился заявитель, не является правом, в отношении которых могут проводиться регистрационные процедуры;

2) признание недействительным акта уполномоченного государственного органа, на основании которого возникло правоотношение собственности;

3) отсутствие у субъекта полномочий на распоряжение правом собственности на ЗУ;

4) непредставление субъектами документов, являющихся обязательными для проведения регистрационных процедур;

5) имеющиеся противоречия между регистрируемым и ранее зарегистрированными правами на земельный участок.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/gosudarstvennaya-registraciya-i-kadastr-nedvizhimosti/registraciya-prava-sobstvennosti-na-zemelnyj-uchastok.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.