Минимальная площадь кабинета

Нормативы площадей на 1 сотрудника

Минимальная площадь кабинета

Грамотное планирование рабочего пространства выступает значительным фактором, определяющим эффективность производственных показателей работников.

Помещение для работы создается согласно стандартам требований по организации и безопасности на предприятии и в офисе, определяемых законодательными актами и профильным ГОСТ 12.2.032-78, определяющим систему стандартов безопасности труда (ССБТ).

Рассмотрим основные государственные стандарты по оснащению, обслуживанию, уборке, аттестации рабочего места совместно с новейшими подходами к оптимизации рабочего пространства.

Стандарт рабочего места

Основными положениями являются:

  • Обеспечение сотрудников спецодеждой, обувью, защитными средствами (если таковые необходимы для выполнения рабочих задач);
  • Создание производственных условий, отвечающих существующим требованиям на всем рабочем пространстве;
  • Выполнение переаттестации рабочего места.

Санитарно-гигиенические требования к рабочему месту

Следуя Трудовому кодексу, работодатель обязывается выполнить санитарно-эпидемиологические, гигиенические требования, относящиеся к оснащению рабочего места. Для этого оборудуются специальные комнаты по приему пищи, отдыха и психологической реабилитации. Обязательно оборудуется несколько постов с медицинскими аптечками.

В горячих цехах устанавливаются агрегаты, обеспечивающие работников газированной подсоленной водой.
Санитарные требования к рабочему месту нормируют поддержание микроклимата. Так СанПиН 2.2.4.

548-96 устанавливает гигиенические требования к микроклимату производственных помещений и регламентируют нормы температурного режима, интенсивности вентиляции применительно к сезонам года. Необходимо уделять внимание требованиям к приточно-вытяжной вентиляции. Требуется соблюдать баланс поступающего и выходящего воздуха.

Воздушные потоки организуются так, чтобы не переохлаждать сотрудников. Строго регламентирована шумность вентиляторов. В профильных СниП четко прописаны нормы освещенности рабочего стола, требующие ежегодной проверки. Искусственное освещение в помещениях, где работают за компьютерами, должно быть реализовано системой общего равномерного света.

 Уровни шума в офисе не должны быть выше 50 дБА, как прописано в СанПиН 2.2.4/2.1.8.562-96.

Психология рабочего места

При организации производственных процессов нужно учитывать психологические аспекты, влияющие на результативность труда. Следует обращать внимание на расстановку столов и оборудования, цветовую палитру производственных помещений, наличие свободных проходов между местами работы.

Интересным решением, повышающим эффективность производства, является «метод 5S», разработанный японскими учеными. 5С стандарты определяют оптимальные условия по поддержанию порядка, соблюдению регламента, сокращению простоев. Метод основан на пяти шагах, которые нужно пройти при перестройке производства.

Основной упор делается на улучшение самоорганизации, введении стандартов и совершенствовании трудового процесса. Компании, использующие японскую разработку, отмечают возрастание производительности, снижение травматизма и профзаболеваний, поднятие уровня корпоративной культуры, повышение качества работы.

← Рабочее место на балконе Преимущества коворкинга — 5 причин, почему это лучше обычного офиса →

Источник:

Нормы и требования к освещению рабочего места в офисе и на производстве

Освещение рабочего места — важнейший фактор производственной среды. Без оптимального размещения источников света на предприятии работа будет затруднена. Существуют определенные санитарные нормы и требования к помещению относительно его освещенности, которые должны соблюдать все организации.

Под освещенностью понимают световую величину, равную отношению падающего на определенный участок поверхности светового потока к площади этого участка.

Важно! Правильно организованное освещение особенно важно для производственных помещений, офисов, складов, цехов. Избыточное и недостаточное наличие света негативно действует на сотрудников.

  • Согласно нормативам, в зданиях и на производстве распределение света для эффективного исполнения обязанностей должно быть оптимальным.
  • От правильного освещения зависит КПД работников, ведь свет влияет на все составляющие этого показателя:
  • энергичность, выносливость, работоспособность;
  • мотивацию работы;
  • здоровье, хорошее физическое самочувствие.

Зрение людей при недостатке света неизбежно будет падать, возникнут хроническое переутомление и усталость, утратится заинтересованность в результатах работы.

При избытке света глаза тоже устают, возникают головокружения, особенно при последующем попадании в помещение с менее яркими светильниками.

Итогом становится раздражительность, плохое настроение, падение работоспособности, невнимательность сотрудников.

Необходимость измерения освещенности

Согласно гигиеническому нормированию, основной показатель освещенности пространства измеряется в люксах (Лк). В некоторых нормативах единицей измерения выступает Люмен/квадратный метр площади, что, по сути, равно люксу.

Для чего замеряется искусственное освещение? К примеру, у офисных сотрудников, которые ежедневно работают за компьютером, постоянно повышенная зрительная нагрузка.

Если свет в офисе будет неравномерным, станет падать на стол не с нужной стороны, возникнут проблемы со здоровьем. По нормам на столе за ПК световой поток обязан быть равным 300-500 Лк.

Проведение необходимых замеров позволит быстро выявить отклонения в освещении.

Регулирование освещенности

Для регуляции данного вопроса применяются строительные нормы и правила (СНиП) — свод документов, который содержит все нужные данные и включает четыре части:

  • общие положения;
  • нормы проектирования;
  • правила проведения и приемки;
  • сметные правила и нормы.

Также существует ряд эпидемиологических документов — СанПиН, которые тоже регулируют вопрос видов освещенности, норм и основных требований к организации рабочего места. Требования СанПиН учитывают и при разработке СНиП, технической документации. СанПиН распространяется как на уже существующие промышленные и офисные помещения, так и на проектируемые, строящиеся.

Документы по освещению рабочих мест

Каким должно быть освещение на рабочем месте — отражает СНиП 23-05-95. Тут есть все требования, предъявляемые к освещенности: естественной, искусственной. Федеральный документ надо учитывать для старых, вновь создаваемых рабочих мест, при их перепланировке.

Источник:

Рабочее место сотрудника офиса: нормативы

Комфорт рабочего места – залог высокой производительности труда, а также проявление уважения к сотруднику и забота о его физическом и эмоциональном состоянии. 

Соблюдение установленных законом нормативов по организации рабочего места для сотрудника офиса – одна из задач, возложенных на руководство. Это также должно учитываться и при покупке офисной мебели для персонала.

Требования к минимальному уровню комфорта в офисе

Минимальным требованиям к рабочим местам офисного персонала является соответствие их ряду основных норм:

  • На каждого сотрудника отводится минимум 4 кв.м площади без учета используемой техники, дополнительной мебели, проходов между рабочими местами.
  • Рабочие места сотрудников, чья работа связана с повышенной концентрацией и высокими нагрузками на нервную систему, отделяются перегородками высотой 1,5-2 м.
  • Соблюдение температурного режима при стандартном 8-часовом рабочем дне в диапазоне от 20 до 28°С в зависимости от сезона и интенсивности труда.
  • Обеспечение комфортного уровня освещенности рабочего места, включающей как естественное освещение (обязательное требование при работе с компьютерной техникой), так и искусственное.

Дополнительные нормы для аттестации рабочего места в офисе

Аттестация рабочего места осуществляется путем проверки соответствия условий труда нормативам исходя из ряда факторов (специфика деятельности, технологическая оснастка, индивидуальные потребности работника и пр.).

Отклонения от норм температурного режима сокращают продолжительность рабочего дня.

Если температура в офисе держится на отметке 29°С, рабочий день длится 6 часов, при «потеплении» до 32,5°С – 1 час, так же, как и при «похолодании» до 13°С.

Температура в офисе 19°С в зимний период является основанием для сокращения рабочего дня на 1 час. Интересна сетка нормативов предоставляемой сотрудникам площади рабочего пространства:

  • При 8-часовом рабочем дне оборудование рабочего места компьютером и монитором старого образца «расширяет» общую личную рабочую зону до 6 кв.м, в то время как использование современной техники «сократит» минимальную общую площадь до 4,5 кв.м;
  • Наличие инвалидности у сотрудника дает ему право на рабочее пространство 5,65 кв.м и 7,65 кв.м в случае пользования инвалидной коляской;
  • Сотрудники конструкторских бюро имеют право на рабочую зону 6 кв.м;
  • расстояние между соседними мониторами двух сотрудников не менее 1,2 м, а между рабочими местами должен быть обеспечен свободный проход шириной 2 м;
  • Площадь, занятая оборудованием и мебелью общего пользования в расчет не берется;
  • Размещение на рабочем месте дополнительных элементов оснастки требует отведения дополнительной площади.

Источник: https://rikisweets.com/normativy-ploschadey-na-1-sotrudnika/

Площади офисных помещений | архитектура и проектирование | справочник

Минимальная площадь кабинета

Проектирование офисных помещений. Площади офисных помещений по стандартам разных стран. Нормы освещённости помещений в конторских зданиях. Нормы подачи свежего воздуха. Варианты меблировки конторских помещений.

Площадь одного рабочего места, по данным Шнелле, с письменным столом размером 140 х 70 см без учета подсобного оборудования и площади для его обслуживания, м2:

для машинописи1,7
для делопроизводства2,3
для ведения картотеки1,9
для приема посетителей2,5

Площадь одного рабочего места, по нормам Управления по рационализации западногерманского народного хозяйства (RKW), включая подсобное оборудование и площади для его обслуживания, м2:

для секретаря≥ 10
для ведущего работника6 – 9
для работников-исполнителей в комнате на несколько человек5
то же, в общем зале3,8 – 4,8
в комнате для заседаний, на 1 чел2,5
для заведующих отделами, не связанных с посторонними посетителями15 – 25

Средняя площадь рабочего места на одного служащего, включая подсобное оборудование и площади для его обслуживания (не считая дирекции) в ФРГ составляет, м2:

для 30% служащих3,6 – 4,6
для 55% служащих7 – 9
для 15% служащих9 – 15

(Распределение помещений на отдельные кабинеты, рабочие комнаты на несколько человек и на общие залы уточняется в каждом конкретном случае).

Средняя площадь на одного служащего, по данным д-ра Розенкранца, 4 — 6 м2.

Средняя площадь на одного служащего, по данным «Бюро по рационализации систем управления», 7 — 12 м2.

По американским данным, средняя площадь, включая подсобное оборудование и площади для его обслуживания (площадь, занимаемая самим оборудованием, и свободный проход вокруг него ширимой 50 см), составляет, м2:

для одного конторского служащего4,46
для секретаря6,7
для руководителя отдела9,3
для директора13,4
для первого вице-президента фирмы27,89
для второго вице-президента фирмы18,54

Глубина помещения зависит от его площади и назначения: кабинет на 1 человека, рабочее помещение на несколько человек, общий зал, помещение большого зала.

В среднем глубина помещений составляет 4,5 — 6 м. Естественное освещение эффективно для рабочих мест, отстоящих от окон не более чем на 4,5 м, и зависит также от расположения конторского здания: на узкой улице или же на открытом месте.

Эмпирическое правило: глубина помещения с достаточной освещенностью естественным светом T = 1,5 высоты до низа оконной перемычки Hпер (Hпер = 3; Т= 4,5 м). Для более удаленных рабочих мест следует устраивать искусственное освещение (на удаленной от окон 1/3 площади помещений).

Для крупных рабочих групп часто необходимо использование всей глубины помещения; в таких случаях на естественное освещение не рассчитывают.

Ширина прохода у стены продольного коридора зависит от заполнения помещения персоналом и потребности в площади для размещения оборудования. Как правило, в таком проходе должны свободно разойтись два человека, идущих навстречу друг другу.

1. Расстояния между осями стен кратны модульному размеру 7,5 м.

2. Столы для пишущих машинок с приставными столами для бумаг.

3. Спаренные столы для бланков стандартных форматов. Расстояния между осями стен кратны модульным размерам. 6,25м (рис. 2 и 3); 5 м (рис. 4); 3,75 м. (рис.5).

4 – 5. 

6. Номограмма к формуле T = 1,5 Hпер

7. Влияние расположения жалюзи на микроклимат помещения (слева направо): окна без жалюзи; внутренние жалюзи; жалюзи между стёклами двойных переплётов; наружные жалюзи.

8. Разрез.

Таблица к рис. 1 – 5:

Конторские помещения на одного или нескольких человекОбычные размеры, мМаксимальные размеры, м
Глубина помещения3,75 – 7,59,25
Расстояние между осями окон1 – 3,256
Расстояние между осями колонн или простенков5 – 7,511
Ширина центрального коридора1,75 – 2,53,25
Ширина боковых коридоров1,5 – 22,5
Высота помещений2,5 – 45

Нормы освещённости помещений в конторских зданиях:

Общее освещениеСредняя освещённость, лкМестное освещение
Коридоры, туалеты, подсобные помещения30– – – – – – – –
Лестницы60– – – – – – – –
Архивы, регистратура120250
Делопроизводство250500
Машбюро и стенография, бухгалтерия, почтовые отделения, кухни, чертёжные6001000
Лаборатории4000

Нормы подачи свежего воздуха:

Подача свежего воздуха, в м3/ч на 1 человекаПо правилам союза германских инженеров (VDI)По американским нормам ASRE
10В помещениях, где не курят, с колорифером при t

Источник: http://arx.novosibdom.ru/node/105

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.