Публичный сервитут зк

Содержание

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) – Земельный кодекс – редакция от 08.01.2020

Публичный сервитут зк
[Земельный кодекс] [Глава IV.]

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учётом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

  • 1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • 2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • 3) проведения дренажных работ на земельном участке;
  • 4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • 5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • 6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • 7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);
  • 8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьёй 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.
7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учётом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учётом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49, 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определённых зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьёй 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: https://dogovor-urist.ru/%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%8B/%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81/%D1%81%D1%82_23/%D1%80%D0%B5%D0%B4-08.01.2020/

Как может быть установлен публичный сервитут на земельный участок

Публичный сервитут зк

Основная цель публичного сервитута состоит в том, чтобы без изъятия земельного участка обеспечить общественные (а также государственные и муниципальные) нужды, связанные, например, с проходом или проездом через участок.

Как правило, плата за публичный сервитут не взимается, кроме случаев, когда его установление существенно затрудняет использование земельного участка собственником.

О некоторых особенностях установления публичного сервитута вы узнаете из статьи.

В каких случаях устанавливается публичный сервитут

Сервитут — это юридическое понятие, означающее право лица (лиц) на ограниченное пользование чужими земельными участками.

В соответствии с Земельным кодексом РФ сервитут должен быть как можно менее обременительным для использования земельного участка, в отношении которого он установлен.

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок.

Есть два вида сервитутов: публичный и частный. Частный устанавливается в интересах конкретных лиц. Публичный сервитут устанавливается в интересах государства, местного самоуправления, а также для обеспечения нужд местного населения.

Например, члены садового некоммерческого товарищества (СНТ) могут попасть на свои дачные участки только через земельный участок местного фермера.

В таком случае в отношении участка фермера местным органом власти может быть установлен публичный сервитут, то есть его участок может быть обременен правом проезда к дачным участкам СНТ. При этом земельный участок у фермера изъят не будет.

Как правило, публичный сервитут устанавливается, только если интересы неопределенного круга лиц нельзя обеспечить другим способом. При этом сервитут можно установить как на частные земли, так и на земли, находящиеся в государственной (муниципальной) собственности, в том числе переданные в срочное или бессрочное пользование.

Правила и цели установления сервитута (речь идет о публичном) предусмотрены Земельным кодексом РФ. В частности, его устанавливают своим решением исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Установление публичного сервитута не запрещает правообладателю земельного участка его продать или иным образом передать права на него. При этом сервитут не прекращается и его условия не изменяются.

Если говорить более детально, то публичный сервитут устанавливается в целях:

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • размещения межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ;
  • забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в сроки, соответствующие местным условиям и обычаям;
  • охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства).

Также есть отдельные цели (не относящиеся к перечисленным), для которых публичный сервитут устанавливается в специальном порядке, например, для размещения инженерных сооружений или автодорог в туннелях. Но мы в нашей статье специальный порядок не описываем.

Сведения об установлении публичного сервитута вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (Росреестр).

На какой срок может быть установлен земельный сервитут

В общем случае срок публичного сервитута определяет уполномоченный орган, например, орган местного самоуправления, и указывает его в решении об установлении такого сервитута. Срок публичного сервитута участков на землях, зарезервированных для государственных (муниципальных) нужд, не может превышать срока такого резервирования.

Чаше всего публичный сервитут, организованный для прохода или проезда граждан через земельный участок, устанавливается без ограничения срока, то есть постоянно.

Публичный сервитут может быть прекращен по решению уполномоченного органа, если отпали общественные нужды, для которых он был установлен.

Если сервитут установлен на конечный срок, то он считается прекращенным с месяца, следующего за месяцем, в котором истек его срок. В этом случае для прекращения публичного сервитута отдельное решение уполномоченного органа не требуется.

Кроме этого, публичный сервитут может быть прекращен в судебном порядке по иску правообладателя земельного участка. Это может быть, например, в случаях, когда из-за осуществления публичного сервитута правообладатель не имеет возможности использовать свой участок.

Плата за публичный сервитут: порядок установления

При установлении публичного сервитута правообладатель участка может потребовать соразмерную плату, например, в случаях, если сервитут создает существенные затруднения в использовании участка.

Для этого правообладатель должен обратиться с заявлением, составленным в свободной форме, в орган, который установил сервитут.

Плата за пользование участком должна соответствовать тем неудобствам и ограничениям, которые правообладатель испытывает из-за публичного сервитута.

Для этого правообладателю надо обосновать требования и собрать доказательства того, что использование участка стало затруднительным. Например, он может указать площадь, которую вы из-за публичного сервитута он не может использовать по назначению.

К своему заявлению правообладатель должен приложить заключение оценщика, в котором рассчитана плата за публичный сервитут.

В случае отказа в установлении платы, несогласии с её размером или отсутствии реакции на заявление правообладатель может обратиться в суд. В суд надо подать иск об установлении соразмерной платы и определении порядка выплат. К иску нужно приложить документы, подтверждающие претензии и требования.

Источник: https://lawrecom.ru/kak-mozhet-byt-ustanovlen-publichnyj-servitut-na-zemelnyj-uchastok/

Порядок установления и снятия публичного сервитута

Публичный сервитут зк

Одной из форм обременения земельного участка является установка публичного сервитута.

Основная задача, для которой публичный сервитут устанавливается на ту или иную земельную территорию, – обеспечение возможности владельцам соседних участков свободно пользоваться своей землей.

Наложение сервитута позволяет качество функционировать имуществу тех, кто инициировал процесс обременения. Порядок установления публичного сервитута и другие вопросы, связанные с ним, регулируются двумя Кодексами РФ – Земельным и Гражданским.

Порядок должен соблюдаться теми, кто подал заявление на обременение и владельцами самого участка.

Особенности понятия

Такая операция с участком земли, как сервитут, не новшество в земельной сфере, понятие это существует уже не одно столетие. Что означает данное выражение? Публичный сервитут – это законное обременение чужого участка земли, проводимое государством.

  • Цель данного действия – создание нормальных условий для владельцев смежных территорий в вопросе пользования своей землей.
  • Регулирует все действия по обременению участков Земельный Кодекс и Гражданский. Кодекс является главным Нормативно правовым актом в этом вопросе, но некоторые.
  • В Гражданском Кодексе границы зон действия публичных сервитутов и другие вопросы рассматриваются в статьях 274-277. Указывается, каким образом происходит установление, какие нормативные документ можно использовать для урегулирования всех взаимоотношений между участниками соглашения. Ведь в таком вопросе задействованы две стороны, включая владельца участка.
  • Какие вопросы рассматривает Кодекс Земельный? В нем даются указания по тем целям, для которых применяются публичные сервитуты в городах и деревнях. Точно определяется порядок осуществления процедуры. В статье 23 ЗК можно прочитать, для чего должен быть наложен это вид меры обременения, как правильно выполнить процесс.

Установление на земельный участок сервитута является достаточно популярной мерой и позволяет улучшить жизнь тех, кто хозяйствует на соседних к данному участку площадях. Установление и снятие данной меры проводится органом местного самоуправления как представителя государственной власти.

Сервитут на землю может быть не только публичным, но и частным, но и он должен устанавливаться и сниматься только в рамках земельного и гражданского законодательства. В кодексах представлена информация не только по порядку установления обременения, но и по тем ситуациям, которые для сервитута основанием земельного являются.

ВНИМАНИЕ! При применении сервитута согласно Гражданского Кодекса РФ должна быть установлена компенсационная выплата за использование обременения на земле.

https://www.youtube.com/watch?v=Sfz-iNWi9Ag

Это своего рода плата за наложение сервитута на землю. Размер компенсации и выплаты зависит от особенностей участка, длительности обременения.

Составление акта

Подтверждением установки сервитута на использование земельных участков является нормативный акт, составленный на уровне федеральном или региональном. Такое обременение земельной территории не может проходить хаотично, без составления акта.

Обязательно несет за нарушение ответственность лицо, отвечающее за весь ход процедуры. Составленный акт считается главным документом для проведения различных действий в рамках сервитута.

Для того, чтобы правильно составить акт, следует руководствоваться специальным Федеральным Законом о регистрации недвижимости, он представляет собой также важный закон о сервитуте. Именно в нем даются направления, по которым проводится государственная регистрация обременения.

Указывается в этом нормативном акте и порядок получения свидетельства о применении данной меры. Акт, подтверждающий наложение ограничительных мер на частные и земельные участки, может составляться на разных уровнях власти – региональной, федеральной, государственной. Что должно содержаться в документе?

  • Данные о том, для чего принимается мера.
  • Какой срок будет использоваться сервитут, когда произойдет его отмена.
  • Должны быть сведения и о том, как компенсируются убытки владельце участка, в какой денежной сумме.

Кто имеет право установить сервитут

Кем могут устанавливаться такие меры обременения, как сервитут? Право установить публичный сервитут имеет только государство, это его отличие частного от публичного.

Использовать обременение государство может в своих целях. Но также практика знает не один пример, когда в ответственные государственные органы обращаются обычные граждане, владельцы земельных участков, с просьбой о применении данной меры.

Их заявление рассматривается, если они находятся в проигрышном положении по отношению к той территории, на которой действует сервитут. Может быть принято решение о наложении сервитута в их интересах. Обязательно при этом дожжен использоваться нормативный акт и соблюдаться требования статьи 23 ЗК.

Чтобы публичный сервитут был установлен и действия по нему носили характер законодательный, должны быть проведены публичные слушания, носящие специальный общественный характера. Процесс обременения осуществляется с учетом результатов такого собрания.

Если лица подали заявление на установление такой меры обременения, значит, они обязательно должны присутствовать на таких слушаниях и предоставить все основания для наложения обременения.

Ограничение традиционных способов использования земли в отношении ее владельцев – вынужденная мера, которая защищает интересы собственников соседних участков. Ее нужно воспринимать адекватно, ответственно, в таком случае сервитут положительно скажется на общинных взаимоотношениях между ФЗ.

Причины

Как определить, насколько законно применение ограничительной меры по использованию собственной земельной площади, нет ли нарушение прав собственника или его соседей?

ВНИМАНИЕ! Законодательные основания для применения специальной меры обременения установлены 23 статьей Земельного Кодекса.

Важно придерживаться данного перечня основания, любые изменения в нем могут быть приняты только при изменениях самого Земельного Кодекса.

  • Основанием установления сервитута может быть неудачное межевание, если приводит к невозможности свободного доступа к другим участкам.  Когда граница надела перекрывает дорогу на соседние площади, используется обременение, которое обеспечит проход соседям на свою землю. В таком случае сервитут является возможным выходом из ситуации.
  • Применяется мера в случае, если необходимо образование части участка под прокладку инженерных коммуникаций. Но обременение можно использовать только тогда, когда нет другого выхода для монтажа трубопроводов. Также прибегают к законодательным возможностям и при установке ЛЭП земельном участке.
  • Может быть использован сервитут и в отношении земли, на которой находится естественный водоем. Чтобы другие лица могли иметь к нему доступ, нужно будет законодательно оформить это.
  • Иногда при разделе и межевании участков может быть прекращен свободный проход к земле, которая использовалась для сбора травы, используемой при кормлении животных. В таком случае также нужно обратиться в государственные органы власти с заявлением об установлении сервитута.
  • На земле, являющейся чьей-то собственностью, могут устанавливаться вышки для мобильной и другой связи. Когда нет возможности установить оборудование на другой площади, государство вынуждено прибегнуть к обременению участка.

Решение об ограничениях используют органы власти и для предоставления свободного прохода к лесным угодьям, если нет другой дороги. Лес должен быть доступным всем гражданам для прогулок, сбора ягод или грибов, других целей.

Это виды по земельному законодательству оснований, которые могут использоваться для наложения сервитута. Применять обременения по другим причинам строго запрещено, нарушители прав собственника на землю будут строго наказаны по закону.

Нарушение закона

Несложно получить информацию об основаниях для установки сервитута, она находится в Земельном, гражданском кодексе. Но мошенники иногда стараются использовать понятие сервитута в своих целях, не боясь ответственности перед законом. Нельзя использовать меру обременения участка земли в следующих случаях.

  • Не применяется сервитут к землям, используемым с целью обеспечения государственной безопасности.
  • На обремененной земле запрещено строить энергетические предприятия.
  • Если на обремененном участке будет возведен постоянный производственный комплекс, это также считается нарушениям.
  • Обремененный участок не применяется под полигон для утилизации отходов бытового или промышленного характера.

При нарушении данных требований законодательства собственник земельного участка имеет право подать на нарушителей в суд.

Порядок проведения

Процесс наложения обременения также регулируется 23 статьей ЗК.

  1. На первом этапе подается заинтересованными лицами заявление в органы власти по поводу установления публичного сервитута.
  2. После рассмотрения заявления органы выносят свое решение.
  3. Проводятся публичные слушания с участием заинтересованных сторон, на основании слушаний составляется протокол.
  4. Издается нормативный акт о применении данной меры обременения. Акт обязательно регистрируется в органах государственной власти, только после этого он будет иметь правовую силу.
  5. Осуществляется также государственная регистрация в ЕГР прав на недвижимость.

После выполнения всех этих этапов сервитут вступает в действие. Нельзя нарушать порядок осуществления процесса, иначе его результат может считаться недействительным, его моно будет легко оспорить через суд.

Документы для наложения обременения

Когда сервитут применяется по инициативе государства, нужно будет собрать такой перечень документов.

  • Основание цели для обременения территории.
  • Документ, подтверждающий проведение публичных слушаний.
  • Составленный по всем правилам протокол слушаний.
  • Итоговый акт об установлении сервитута публичного характера, в нем также должна быть указана цель действия, сроки обременения.

Если инициатива исходит от лица физического, список будет немного обширнее.

  1. Заявление об установке сервитута. Оно направляется другим заинтересованным лицам, а также в те органы гос власти, которые уполномочены принимать решения в данной сфере.
  2. Кадастровый паспорт на участок, выписка из кадастрового плана.
  3. Документ с обоснованием применения ограничительной меры.
  4. Приблизительный расчет стоимости сервитута и размера компенсации для владельца земельной площади.
  5. Бумага, подтверждающая объявление публичных слушаний и их проведение. Протокол слушаний с принятым решением.
  6. Все нормативные акты, подтверждающие законность установки сервитута. Эти акты могут быть на региональном, федеральном уровне, государственном.

Как обжаловать решение

Несмотря на то, что сервитут устанавливается государственными органами власти (разных уровней), собственник участка земли может обжаловать такое решение. Но он должен быть твердо уверен в нарушении закона о сервитуте и нарушении своих прав собственника. Есть два способа решения проблемы:

  • написать в суд заявление с просьбой об отмене меры обременения,
  • обратиться в вышестоящие государственные органы, которым подчиняется инстанция, установившая сервитут.

В заявлении необходимо четко обосновать, какие нормы закона о сервитуте были нарушены, по мнению собственника.

Источник: https://domosite.ru/zemlya/ustanovlenie-publichnogo-servituta-na-zemelnyiy-uchastok

Статья 23 ЗК РФ. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Публичный сервитут зк

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

См. все связанные документы >>>

Источник: https://RuLaws.ru/Zemelnyy-kodeks/Glava-IV/Statya-23/

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Публичный сервитут зк

Новая редакция Ст. 23 ЗК РФ

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.
13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Источник: http://ZKodeksRF.ru/gl-4/st-23-zk-rf

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.