Статья 20 постоянное бессрочное пользование земельными участками

Постоянное (бессрочное) пользование земельным участком – что это такое, можно ли переоформить в собственность

Статья 20 постоянное бессрочное пользование земельными участками

Земля — ценный для людей ресурс, поэтому связанные с ней отношения контролируются государством. Оно устанавливает, кто и на каком основании пользуется землёй. Одно из таких оснований — право бессрочного пользования (далее — право БП). Оно отличается от распространённого права собственности или аренды, имеет свои особенности.

Право бессрочного пользования: понятие, особенности

Право бессрочного пользования (далее — БП) земельным участком (его ещё называют постоянным пользованием) — возможность владеть и использовать земельный участок (далее — ЗУ). Владеть — значит, определять ЗУ как свой, говорить «это мой участок»; использовать — извлекать полезные свойства ЗУ — строить на нём, выращивать и т. д.

Особенности права БП:

  • пользователь и собственник участка — не одно и то же лицо; тот, кто получил участок на праве БП — просто пользователь, но не собственник, собственником остаётся муниципалитет, который выдал участок;
  • пользователь не может свободно распоряжаться участком, т. е. определять его судьбу: продавать, закладывать, дарить, сдавать в аренду и тому подобное; всё это закон запрещает, даже если собственник разрешил распоряжаться участком;
  • право БП не ограничено во времени — пользоваться ЗУ можно постоянно;
  • за право БП не нужно платить (пользователь платить лишь земельный налог);
  • ограничен круг лиц, которые могут получить ЗУ на праве БП;
  • особый порядок получения ЗУ на этом праве.

Строительство — одна из возможностей использования участка на праве бессрочного пользования

Информация о праве БП находится в Гражданском кодексе РФ (статьи 268, 269), Земельном кодексе РФ (далее — ЗК РФ).

Кому дают право БП

До 2001 года участки на этом праве мог получить кто угодно, в том числе граждане и организации. Но в 2001 году приняли ЗК РФ. Этот кодекс лишил частников права БП: в 2018 году участки на праве БП дают только органам власти (федеральным, региональным, местным), государственным и муниципальным учреждениям и предприятиям. Причины этому две:

  1. Право БП — пережиток Советского Союза, где не было частной собственности. В той системе право БП стало возможностью законно владеть землёй. Но в современной России частная собственность есть, и почему бы ею не пользоваться. Тем более что пользователи участком на праве БП ограничены в правах по сравнению с собственником (например, не распоряжаются ЗУ).
  2. Создать единообразие в российской системе отношений по поводу земли. Одни владеют участками на праве БП, потому что получили его до 2001 года, другие — на праве собственности, так как в 2002 году уже не было права БП.

Соответственно, сейчас гражданам и организациям откажут в предоставлении участков на праве БП. Но тот, кто до 2001 года получил участки на праве БП, не потерял свои права и ЗУ. Однако новый кодекс обязал переоформить право БП на право собственности или аренды.

В идеале, к 2018 году у частников не должно было остаться участков на праве БП, ведь за 17 лет можно успеть не только переоформить участок, но и построить там дом, посадить дерево и вырастить сына.

Но до сих пор находятся те, кто по разным причинам переоформлением не занимались: проблемы с документами на ЗУ, некогда или просто не знали.

Мои знакомые — супружеская пара — жили в дальнем Подмосковье (Воскресенск) и захотели перебраться поближе к Москве (в Железнодорожный). Для этого они решили продать свой ЗУ, а вырученные деньги использовать на покупку квартиры (без кредита не обошлось, но деньги за участок тоже пригодились). Они подали объявление, вскоре нашёлся покупатель.

Заключили договор, взяли деньги и пошли в Росреестр, чтобы зарегистрировать право собственности на нового владельца. А в Росреестре выяснилось, что участок у моих знакомых находился на праве БП, а значит, продавать они его не имели права. Договор аннулировали, а участок пришлось переоформить в собственность. Только после этого участок продали.

Земли, которые дают на праве БП

На праве БП могут передать только государственную или муниципальную землю — ЗУ, которые принадлежат органам власти федеральным, региональным или местным. Частный собственник — гражданин или организация — не может передавать свой участок на праве БП.

Сейчас гос.органам и гос.учреждениям в постоянное бессрочное пользование передаются земли почти всех категорий (статья 7 ЗК РФ):

  • сельскохозяйственные;
  • земли населённых пунктов;
  • особо охраняемые земли;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли промышленности и иного специального назначения.

Передаются эти земли для того, чтобы гос.органы и учреждения смогли выполнить возложенные на них функции. Например, природными заповедниками управляют специально созданные государственные бюджетные учреждения. Чтобы управление было эффективным, Министерство природных ресурсов и экологии РФ передаёт земли заповедников этим учреждениям на праве БП.

Частные лица получали землю в постоянное пользование для сельскохозяйственных работ, строительства жилого дома, коммерческого использования (вести бизнес).

ЗУ, ещё принадлежащие гражданам и организациям на праве БП, располагаются на землях, которые свободны в обороте (не изъяты и не ограничены в соответствии со статьёй 27 ЗК РФ). Это земли таких категорий, как земли населённых пунктов, сельскохозяйственные земли, земли промышленности.

Используются они так, как это разрешает закон: строительство жилых и иных зданий, ведение личного подсобного хозяйства; садоводство, растениеводство, разведение скота; эксплуатация производственных объектов.

Права и обязанности пользователей

Права пользователя ЗУ на праве БП:

  • использовать ЗУ в полной мере, но не нарушать закон;
  • использовать водоёмы (карьеры с водой, пруды) и некоторые распространённые полезные ископаемые (песок, глина), находящиеся на участке;
  • строить здания или сооружения, если эта возможность предусмотрена в документах на ЗУ;
  • заниматься сельским хозяйством, если это разрешено;
  • собирать и использовать урожаи — все плоды от работы на грядках принадлежат пользователю ЗУ.

Бессрочное пользование даёт право заниматься на участке сельским хозяйством, если закон разрешает эту деятельность для конкретного участка

Напомним, что у пользователя ЗУ на праве БП нет права распоряжаться участком. Пользователь не может участок продать, подарить, сдать в аренду или ренту, заложить, заключить любой договор по поводу участка. Право распоряжаться есть только у собственника участка.

Обязанности пользователя ЗУ на праве БП:

  • использовать ЗУ в соответствии с целью, для которой он предназначен (юристы это называют «использование по целевому назначению»); эта цель обычно прописана в документах на землю и может быть разной: строительство индивидуального жилого дома, сельскохозяйственные работы, садоводство и т. п., если использовать участок не по назначению или не использовать, то муниципальные власти через суд могут его у вас отобрать (ст. 54 ЗК РФ) или выписать штраф (ст. 8.8 Кодекса об административных правонарушениях РФ);
  • сохранять различные знаки: геодезические (нужны для работы геодезистов, устанавливаются по поручению гос.органов), межевые (нужны для измерения земель, обозначают границы участков);
  • использовать участок безопасно для соседей и без вреда для окружающей среды (например, не жечь во дворе мусор);
  • выполнять правила пожарной безопасности;
  • поддерживать участок в хорошем состоянии (пригодным для целевого использования; например, если это сельскохозяйственный участок — поддерживать плодородие земли, не давать зарасти сорняками);
  • вовремя платить земельный налог.

Сохранение межевых знаков — обязанность землепользователя

Оформление права БП: решение и договор

На данный момент информация о получении права БП нужна только органам власти и государственным, муниципальным учреждениям, т. к. они до сих пор получают ЗУ на этом праве. Частные лица с 2001 года приобретают ЗУ только в собственность и аренду, но не на праве БП.

Схема получения права БП для частников и гос.органов с учреждениями была похожа (для последних она такая и сохранилась).

Желающий получить участок обращался в орган власти (обычно в муниципалитет, владеющий ЗУ) в том населённом пункте, где хотел получить участок, с просьбой его предоставить. Орган эту просьбу рассматривал и выносил вердикт: да или нет.

Если да, то орган принимал специальный документ — решение о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования. Сейчас для гос.органов и учреждений такое решение принимает вышестоящий гос.орган.

Это решение — основание, которое даёт право использовать участок.

С юридическими лицами, которые запрашивали ЗУ, после принятия решения заключался договор о бессрочном пользовании (сейчас заключается с гос. и муниципальными учреждениями и предприятиями). В договоре прописано:

  • кто и кому передаёт ЗУ;
  • какой ЗУ передаётся:
    • размеры,
    • границы,
    • адрес,
    • категория земель;
  • для чего будет использоваться ЗУ;
  • права и обязанности сторон.

В идеале после оформления решения и (или) договора это право ещё и регистрировалось за новым человеком, но в 90-е с регистрацией сложно было, поэтому когда как получалось. Сейчас право БП обязательно регистрируется за органом власти или учреждением. Проводит регистрацию Росреестр.

Источник: https://ozakone.com/zhilishhnoe-pravo/vladenie-i-polzovanie/postoyannoe-bessrochnoe-polzovanie-zemelnyim-uchastkom.html

Глава 4 Земельного кодекса РФ

Статья 20 постоянное бессрочное пользование земельными участками

  1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

  2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.
    С 1 января 2013 года Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен статьей 7.

    34, устанавливающей ответственность за нарушение сроков и порядка переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или сроков и порядка приобретения земельных участков в собственность.

  3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется.

  4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

  5. Утратил силу с 1 сентября 2006 года.

  1. Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие настоящего Кодекса, сохраняется. Предоставление земельных участков гражданам на праве пожизненного наследуемого владения после введения в действие настоящего Кодекса не допускается.

  2. Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

  3. Утратил силу с 1 сентября 2006 года.

  1. Иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

  2. Земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

  3. По истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение нового договора аренды земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 35, пунктом 1 статьи 36 и статьей 46 настоящего Кодекса. 3.1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, заключается на срок, продолжительность которого не может превышать срок резервирования таких земель.

    3.2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

  4. Размер арендной платы определяется договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.

  5. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков, вправе передать свои права и обязанности по договору аренды земельного участка третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. В указанных случаях ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор земельного участка, за исключением передачи арендных прав в залог. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

  6. Арендатор земельного участка, за исключением резидентов особых экономических зон – арендаторов земельных участков, имеет право передать арендованный земельный участок в субаренду в пределах срока договора аренды земельного участка без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное. На субарендаторов распространяются все права арендаторов земельных участков, предусмотренные настоящим Кодексом.

  7. Земельный участок может быть передан в аренду для государственных или муниципальных нужд либо для проведения изыскательских работ на срок не более чем один год.

    При этом арендатор земельного участка в пределах срока договора аренды земельного участка обязан по требованию арендодателя привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием; возместить убытки, причиненные при проведении работ; выполнить необходимые работы по рекультивации земельного участка, а также исполнить иные обязанности, установленные законом и (или) договором аренды земельного участка.

  8. При продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор данного земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.

  9. При аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления. Изменение условий договора аренды земельного участка без согласия его арендатора и ограничение установленных договором аренды земельного участка прав его арендатора не допускаются. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другим федеральным законом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.

  10. В случае наследования земельных участков лицами, не достигшими совершеннолетия, их законные представители могут передать эти земельные участки в аренду на срок до достижения наследниками совершеннолетия.

  11. Изъятые из оборота земельные участки не могут быть переданы в аренду, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

  1. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

  2. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

  3. Могут устанавливаться публичные сервитуты для: 1) прохода или проезда через земельный участок; 2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; 3) размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; 4) проведения дренажных работ на земельном участке; 5) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; 6) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; 7) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; 8) использования земельного участка в целях охоты и рыболовства; 9) временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

    10) свободного доступа к прибрежной полосе.

  4. Сервитут может быть срочным или постоянным.
    4.1. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

  5. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

  6. Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами.

  7. В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка, землепользователь, землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.
    В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

  8. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

  9. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

  10. Порядок, условия и случаи установления сервитутов в отношении земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог для прокладки, переноса, переустройства инженерных коммуникаций, их эксплуатации, а также для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса, их эксплуатации, размещения и эксплуатации рекламных конструкций устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

  1. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки: 1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год; 2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора; 3) из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела; 4) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, религиозным организациям в соответствии с пунктом 3 статьи 30 и пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса; 5) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с федеральным законом о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, на срок строительства объекта недвижимости; 5.1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом;

    6) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в предусмотренных Лесным кодексом Российской Федерации случаях.

  2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков. Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

    Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго – четвертого, седьмого – девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

Источник: https://www.advocatemoscow.ru/1018-glava-4-zemelnogo-kodeksa-rf.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.